Ресурсный Центр Дистанционного Образования детей-инвалидов

Информационный ресурс

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

01.04.2022

К сожалению, аутизм и расстройства аутистического спектра (РАС) распространены во всех регионах мира, вне зависимости от географии, климата, расы, уровня образования и медицины. С каждым годом количество людей с диагностированным РАС растёт и это не только дети, но и взрослые. Обществу важно понимать, что аутизм — это не болезнь и тем более не красная карточка в жизни, с людьми с РАС можно и нужно работать, общаться, дружить. Более того, некоторые особенности аутизма позволяют человеку развиваться профессионально и становиться учёными, сильными разработчиками, изобретателями и т.д.

Люди с аутизмом имеют огромный диапазон состояний: от глубоко тяжелых, когда человек не может жить без сопровождения, до состояний вполне обычных, когда его аутистические черты можно принять за черты характера. Поэтому проявления могут быть очень разными. Например, ребенок трех-четырех лет с легкой формой аутизма будет говорливым, даже общительным — он может долго и увлеченно рассказывать о каких-то своих, интересных ему вещах: про паровозики, железные дороги, или про метро, или про автобусы, или про цифры, или еще про что-то. При этом вы можете заметить, что он не очень вас слушает и что ему не важно, слышите вы его или нет.
Аутизм -это большая проблема, потому что, когда ребенок сидит в коляске, никто не требует, чтобы он бегал; когда он в черных очках и с белой тростью — никто не удивляется, что он не видит; но когда обычный с виду ребенок из-за того, что, например, вокруг много людей, вдруг начинает вскрикивать и подпрыгивать, то к нему сразу предъявляют требования как к обычному, типа «Возьми себя в руки!» и «Как ты себя ведешь?», начинают ругать маму. Но на самом деле у него такая же инвалидность, как и у ребенка на коляске, который просто физически не может встать и побежать.
Человек с аутизмом может странно себя вести — и ребенок в песочнице или в очереди, иногда взрослый. Если же речь идет про ребенка, то ребенок, который может так начать себя вести, никогда не будет на улице один, он всегда будет с родителями, потому что сложного ребенка родители одного никогда не отпустят. Значит, что нужно делать? Ничего. Надо отойти в сторонку и дать возможность родителям урегулировать эту ситуацию.
Самое главное — всегда относиться к ребенку с проблемным поведением не как к невоспитанному, а как к ребенку с такой же точно формой инвалидности, как у колясочника или незрячего. Просто поймите это.

 

Нет ни одного препарата, который бы лечил аутизм. Что, кстати, лишний раз подтверждает теорию, что аутизм — это не болезнь, а такой тип адаптации.
Ребенок с аутизмом не может «взять себя в руки», потому что аутизм — это проблема взаимодействия с внешним миром, проблема саморегуляции. Он очень дискомфортно себя чувствует и не от хорошей жизни плохо себя ведет, бегает и кричит.

Поэтому главное, что должен понимать обычный человек, — ребенок с аутизмом такой же инвалид, как любой другой человек с инвалидностью. У нас этот термин немножко обидный, и из-за этого родители часто говорят: «Давайте не будем называть аутизм болезнью — будем говорить, что это такая особенность развития». На самом деле это, конечно, болезнь, но можно не говорить это слово, если оно кого-то травмирует. Но надо понимать, что это состояние инвалидизирующее, то есть с ним нуждаются в дополнительных условиях. Человеку на коляске нужен пандус, чтобы передвигаться, незрячему — навигационные полосы на улицах, а ребенку с аутизмом, чтобы он был функционален, нужно понимание людей вокруг.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>