Серебряный век является стыком двух столетий в российской истории: ХIХ и ХХ. В данный период появились такие произведения, как «Воскресенье» и «Живой труп» Льва Толстого, прославился писатель А.П. Чехов, были опубликованы повести и рассказы В. Короленко, А. Серафимовича, Гарина-Михайловского, М. Горького, Л. Андреева. Период отмечен ранней прозой И. Бунина, публикациями А. Куприна.
Эпоха характеризуется расцветом театрального искусства. Русское искусство прославляют имена К. Станиславского, Ф. Шаляпина, М. Ермолаевой. Новаторство и глубинный смысл музыкальных произведений А. Скрябина и С. Рахманинова определяют развитие мировой культуры на десятки лет вперед. В изобразительном искусстве появляются новые направления.
У эпохи Серебряного века отсутствуют четкие рамки. Это связано с наличием разных подходов для исследований. Общепринятым началом периода считаются 1890-е годы. Конец Серебряного века 1920-1930 годы. Несмотря на глубину проводимых исследований, конкретные хронологические рамки невозможно назвать по сей день.
Судьба многих гениев Серебряного века сложилась трагическим образом. Особенности настроений в гражданском обществе и зарождение новых стилей кардинально изменили направления творчества великих писателей. Талантливые представители эпохи пронесли любовь к Родине, незыблемую веру в величество России через время перипетий революций, войны, эмиграцию, ошибки и заблуждения. Богатый и многообразный период российской истории культуры определяется разнообразием творческих индивидуальностей, что делает его особенно увлекательным с одной стороны и трудным – с другой.
Литературе Серебряного века присущи такие черты, как любовь к малой Родине, характеристика стародавних народных обычаев и традиций морали, широкий спектр применения религиозной символики.
В произведениях великих писателей того времени прослеживаются оттенки христианских мотивов и языческих верований. Народные сюжеты и образы использовались в творчестве многих авторов. Черты отрицания обрела наскучившая обществу городская культура, сопоставимая с культом приборов и железа. Серебряный век подарил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд мирового культурного достояния.
Наиболее ярко тенденции Серебряного века прослеживаются в произведениях великих поэтов. Несмотря на объединение особенным духом эпохи, каждый автор обладал индивидуальностью и специфическим стилем.
Анна Андреевна Ахматова
Николай Степанович Гумилев
Марина Ивановна Цветаева
Владимир Владимирович Маяковский
Осип Эмильевич Мандельштам
Сергей Александрович Есенин
Иннокентий Федорович Анненский
Максимилиан Александрович Волошин
Зинаида Николаевна Гиппиус
Дмитрий Сергеевич Мережковский
Федор Кузьмич Сологуб
Суть поэзии «Серебряного века» лаконично и точно передают слова А.Блока из стихотворения «Гамаюн, птица вещая»:
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
В этом стихотворении тревожное пророчество и самозабвение, предощущение неминуемой катастрофы и надежда победить прекрасной песней ту самую катастрофу.
«Серебряный век» называют эпохой культурного Ренессанса в России. Множество поэтических школ , соперничая друг с другом, прошло через него, внося все новые и новые краски в общую поэтическую картину. Поражает высокий культурный потенциал, широкая образованность и поэтическая утонченность многих поэтов начала века.
Слово — главное орудие, когда убивают, красота — единственная надежда на преображение изуродованного мира.
Руслана-умница. Так пронзительно прочитала далеко недетское стихотворение. Супер!
Как душевно прочитано ! Умничка!!!отличное стихотворение:***